Опубликовано в ГАЗЕТЕ «Белорусы и рынок»,
№ 10 (945), 14 марта 2011,
Большая специфика малого бизнеса
Особенности трудовых отношений в сфере малого бизнеса, возможно, будут урегулированы отдельной главой Трудового Кодекса.
Беседовал Вадим Ходосовский
На необходимость отражения в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее -- ТК) специфики малого предпринимательства в трудовых и связанных с ними отношениях указывалось с 1995 года. Однако только в феврале нынешнего год в Министерстве труда начали рассмотрение соответствующих дополнений в действующий ТК.
С просьбой рассказать о возможных нововведениях мы обратились к автору законопроекта -- доктору юридических наук, председателю общественного объединения "Сообщество трудового права" Виктору Кривому:
-- Виктор Иванович, чем вызвана необходимость корректировки действующего законодательства о труде?
-- Прежде всего, политическим значением, которое приобрел процесс развития малого предпринимательства в последнее время.
Именно так: не только об экономическом или социальном, но и о политическом значении уже можно говорить с уверенностью. Особенно в связи с принятием Директивы № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". В п. 6 директивы прямо указывается на необходимость усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела.
Помимо этого, глава 2 Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства", принятого 1.07.2010 г. и вступившего в силу с 1 января 2011 года, так и называется: "Государственная политика в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства".
Впрочем, рост внимания к малому бизнесу неудивительно, так он становится все более заметным в экономике Беларуси. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 10 месяцев 2010 года составил 21%, в том числе от юрлиц -- 18,3%, от ИП -- 2,7%, что в сравнении с началом 2009-го больше на 10,4%, а с 2008-м -- на 11,7%.
-- В чем, на ваш взгляд, может заключаться господдержка малого бизнеса в контексте трудовых отношений?
-- Как и в других отраслях законодательства, здесь следует отталкиваться от общих принципов поддержки, которую может и должно оказывать малому предпринимательству государство.
Напомню, что согласно ст. 1 Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства" поддержка заключается в реализации госорганами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции.
В этом же законе определены основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, одним из которых является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции.
Как известно, в 2009 году также утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в РБ на 2010-2012 годы, предусматривающая создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, создание новых рабочих мест, содействие развитию действующих субъектов малого предпринимательства.
Интенсивная работа по подготовке предложений о совершенствовании законодательства в самых разных его сферах с целью повернуть правовые нормы "лицом" к предпринимательству, включая малый бизнес, проводится сегодня в правительстве. Хочется надеется, что трудовое законодательство также не останется "в стороне".
-- Какие особенности законодательного регулирования трудовых отношений в сфере малого бизнеса учитывались при разработке законопроекта?
-- Неоднократно я высказывал мнение, в том числе будучи начальником юридического управления Госкомтруда и заведующим отделом Комиссии по социальной политике и труду Верховного Совета, о том, что действующее трудовое законодательство в основном было ориентировано на регулирование трудовых отношений на крупных и средних предприятиях. Рыночная же экономика предполагает наличие большого числа предприятий с малой численностью работников, а также ИП, которые привлекают на основе трудового договора (найма) чаще всего лишь несколько работников.
Такие рыночные субъекты хозяйствования, во-первых, объективно не могут выполнять все предписания ТК. Во-вторых, в отличие от крупных и средних предприятий, у них, как правило, отсутствуют кадровые, юридические, экономические, бухгалтерские и иные службы. Во-третьих, на малых предприятиях личные связи между работниками и нанимателями значительно более тесные.
Об этом же я говорил и после принятия ТК, указывая, что он остается ориентированным на крупные и средние предприятия, а специфика малого бизнеса -- главного двигателя в условиях рынка -- не учтена ни в одной из статей. К сожалению, Закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства" от 1.07.2010 г. также не отразил ни подходов, ни конкретных норм в анализируемом направлении.
-- В чем применительно к действующему ТК заключаются ваши предложения?
-- Основными направлениями по отражению особенностей регулирования трудовых и связанных с ними отношений в сфере малого предпринимательства могут быть следующие.
Дополнение ТК в разделе III "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" новой главой, которой, например, можно заполнить "пустоту", оставшуюся в Кодексе после исключения главы 30. При этом новую главу я предлагаю назвать "Особенности регулирования трудовых и связанных с ними отношений с участием нанимателей -- субъектов малого предпринимательства".
Структуру данной главы полагаю целесообразным на первом этапе составить из двух статей в главе 30: одна (ст. 336) -- "Общие положения"; вторая (ст. 337) -- "Основные особенности регулирования трудовых и связанных с ними отношений с участием нанимателей -- субъектов малого предпринимательства". В ст. 377 в трех отдельных частях я предлагаю отразить специфику каждого из упомянутых субъектов: ИП, микро-организаций, малых организаций.
Наполнить эти две статьи предлагаю по следующим направлениям:
- существенно сократить установленные сроки предупреждения работников о предстоящем увольнении;
- уменьшить размер выходного пособия и подобных выплат при увольнении;
- упростить делопроизводство;
- передать на усмотрение нанимателя вопросы предоставления учебных и длительных социальных отпусков;
- отменить целый ряд льгот и гарантий для отдельных категорий работников.
В трудовых и связанных с ними отношениях с участием нанимателя -- индивидуального предпринимателя мы предлагаем предоставлять право определять в трудовом договоре иные по сравнению с законодательством:
- трудовую функцию, в том числе путем перечисления видов работ независимо от отнесения к конкретным профессиям и должностям;
- срок трудового договора, в том числе продолжительностью менее одного года;
- режимы рабочего времени и времени отдыха, порядок предоставления выходных и праздничных дней, основных и дополнительных трудовых отпусков. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность трудового отпуска -- меньше, чем установлено Трудовым кодексом;
- условия предоставления и продолжительность учебных и иных социальных отпусков;
- случаи выплаты и размеры выходного пособия и других компенсационных выплат при увольнении;
- порядок и сроки предупреждения (уведомления, извещения) об увольнении, изменении существенных условий труда, введении новых или изменении действующих условий оплаты труда, установленных режимов рабочего времени;
- основания прекращения трудового договора.
Кроме того, для трудовых отношений с участием нанимателя -- ИП мы предлагаем отменить:
- обязательность применения Единой тарифной сетки, утверждения штатных расписаний и правил внутреннего трудового распорядка;
- необходимость издания приказов (распоряжений) о заключении, изменении и прекращении трудового договора, а также получение согласия каких-либо органов на увольнение работников.
Особенностей для двух других субъектов малого предпринимательства (микроорганизаций и малых организаций) меньше, чем для ИП. Им посвящены части 2 и 3 предлагаемой ст. 337 ТК.
Среди предложенных нами особенностей регулирования трудовых отношений с участием нанимателя -- микрорганизации я бы отметил следующие:
- уменьшение размеров выходных пособий и подобных компенсационных выплат в 3 раза по сравнению с размерами, установленными настоящим ТК (статьи 48, 243 и другие);
- сокращение сроков предупреждения (уведомления, извещения) об увольнении, изменении существенных условий труда, введении новых или изменении действующих условий оплаты труда, установленных режимов рабочего времени в 3 раза по сравнению с продолжительностью, установленной ТК (часть третья ст. 32, часть третья ст. 43, ст. 65, часть шестая ст. 123 и другие);
В трудовых и связанных с ними отношениях с участием нанимателя -- малой организации мы считаем целесообразным:
- отменить требование об издании приказов (распоряжений) о заключении, изменении и прекращении трудового договора;
- отменить обязательность применения Единой тарифной сетки работников РБ;
- уменьшить размеры выходных пособий и подобных компенсационных выплат в 2 раза по сравнению с размерами, установленными ТК (ст. 48, 243 и другие);
- сократить сроки предупреждения (уведомления, извещения) об увольнении, изменении существенных условий труда, введении новых или изменении действующих условий оплаты труда, установленных режимов рабочего времени в 2 раза по сравнению с продолжительностью, установленной ТК (часть третья ст. 32, часть третья ст. 43, ст. 65, часть шестая ст. 123 и другие).
Кроме того, в целях реализации Директивы № 4 было бы своевременным переработать для включения в проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений", находящийся на рассмотрении в Совете министров, главы 22 и 25 ТК об особенностях регулирования труда работников-надомников и работников с неполным рабочим временем.
Это оказало бы реальное содействие развитию предпринимательства, особенно малого, путем создания более эффективных правовых условий для внедрения нестандартных форм занятости с учетом современных коммуникационных и подобных им технологий.
Мы также надеемся, что Министерство труда поддержит мнение Сообщества трудового права об исключении из законопроекта многочисленных (затронуто свыше 30 статей), но не актуальных в настоящее время и недостаточно апробированных предложений об изменении понятия трудовой функции и существенной переделке главы 9 ТК "Гарантии и компенсации".
-- Проект новой главы ТК, регулирующий трудовые отношения применительно к субъектам малого предпринимательства, уже отправлен в Министерство труда. Известна ли реакция министерства на ваши предложения?
-- Официальная -- пока нет. Но от специалистов мне известно о достаточно большой заинтересованности, которая, в частности, выразилась в том, что всем управлениям министерства было поручено рассмотреть законопроект и внести свои предложения.
Официально уже поддержал проект Республиканский союз предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (председатель -- Г. П. Бадей).
В заключение подчеркну очень важное с моей точки зрения обстоятельство. Необходимо внести предлагаемые дополнения в закон, находящийся в настоящее время на рассмотрении в правительстве, а не тянуть время, дожидаясь официального утверждения мероприятий по реализации Директивы № 4, получения в последующем соответствующих поручений и т. п.
Помимо заминки в оказании поддержки малому бизнесу уже сейчас, такой подход приведет к тому, что придется еще раз в течение одного года менять Трудовой кодекс, и ряду других нежелательных последствий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий