среда, 5 мая 2010 г.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС БЕЛАРУСИ: ИСТОКИ И УРОКИ (к 10-летию)

В.И. Кривой
Доктор юридических наук
Председатель
ОО «Сообщество трудового права» (Минск)

ТРУДОВОЙ КОДЕКС БЕЛАРУСИ:
истоки и уроки на будущее
(к 10-летию вступления в силу)

В текущем году мы отмечаем достаточно знаменательный юбилей – 1 января исполнилось 10 лет со дня вступления в силу Трудового кодекса. В связи с этим кратко обращусь к его истокам[1] и выражу ряд мыслей, которые будут структурированы в три раздела.

I. Трудовой кодекс – национальная гордость Беларуси.
II. Воздаяние разработчикам.
III. Уроки на будущее.


I. Трудовой кодекс – национальная гордость Беларуси

Мы имеем полное право гордиться первенством в разработке и принятии достаточно объемного и полноценного кодифицированного акта в сфере трудовых и связанных с ними отношений на более чем 1/6 части света – территории постсоветского пространства.
Отмечу, в частности, что наш Кодекс появился на полтора года раньше российского (принят 30.12.2001)[2] и по целому ряду позиций способствовал ему в преодолении препятствий на пути новелл в правовом регулировании, а в Украине до сих пор действует КЗоТ с целым рядом устаревших и не применяющихся норм советского периода.
«Списать» законопроект в то время было не у кого и приходилось (с моей точки зрения – к счастью) полагаться на силы еще очень молодой, но уже суверенно-национальной трудоправовой элиты.
Однако при этом белорусские первопроходцы действовали в тесном взаимодействии с российскими коллегами, специалистами из других стран и Международной организации труда для того, чтобы изучить и творчески использовать их прогрессивный опыт правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в своем молодом государстве.
Путь у проекта Трудового кодекса был, во-первых, долгим – почти 6 лет с 31 декабря 1993 г., когда он в канун Новогодней ночи был внесен в Правительство, и до по 26 июля 1999 г., – даты подписания Президентом Республики Беларусь.
Во-вторых, путь был не простым. Достаточно сказать, что законопроект дважды принимался в первом чтении, а рабочая группа по его подготовке претерпела на завершающей стадии существенные изменения, выразившиеся, в частности, в исключении из ее состава ученых и практических работников, внесших наибольший интеллектуальный вклад в создание чествуемого юбиляра.[3]
С принятием Трудового кодекса в Беларуси в большей или меньшей степени были разрешены основные проблемы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, возникшие в сложившихся исторических условиях: переориентации на переход к рынку и распаде Советского Союза.[4]
Справедливости ради отмечу, что важнейшие из упомянутых проблем были «пробиты» в новой редакции КЗоТ 1992 г., которая достаточно успешно действовала в течение 8 лет до Трудового кодекса[5].
Основные споры, переходящие порой в «сражения», тогда шли, в частности, об уменьшении прямого государственного и расширении локально-индивидуального регулирования, лишении профсоюзов государственных функций, установлении общего правила о полной материальной ответственности работников, отмене обязательного согласия профсоюза на увольнение работников по инициативе нанимателя, создании государственной инспекции труда.
Не могу с удовлетворением не сказать, что принятие Кодекса и буквально боль по поводу его надлежащего совершенствования, в свою очередь, породили (официально зарегистрировано 10.11.2004 г.) общественное объединение «Сообщество трудового права», поставившее перед собой в качестве одной из задач содействие прогрессивному развитию белорусского трудового законодательства.
Среди разных мероприятий, инициированных и организованных Сообществом, назову только две «знаковые» международные научно-практические конференции: «Трудовой кодекс Республики Беларусь: настоящее и будущее» (22 – 23.05.2003 г.) и «5 лет Трудовому кодексу: опыт применения, проблемы и перспективы» (25 – 26.11.2004 г.).

II. Воздаяние разработчикам

Прежде всего, необходимо «воскурить фимиам» отцам-вдохновителям создания Трудового кодекса. Мне судьбою было уготовано интеллектуальное и организационное обеспечение, а «двигателями» в высших эшелонах исполнительной и законодательной властях были Бадей Георгий Петрович (тогдашний председатель Госкомтруда) и Соснов Александр Викторович (председатель Комиссии Верховного Совета по вопросам труда).
Теперь о разработчиках. Учитывая «заданную» краткость публикации, вынужден ограничиться только их перечислением в кратчайшей вариации без указания степеней, званий и должностей.
Итак, считаю своим долгом выразить глубочайшую благодарность нижеследующим «пионерам» создания белорусского суверенного правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, участвовавшим в нем на разных стадиях: Василевичу Г.А., Василевич Н.И., Веселову Ю.В., Виршичу М.П., Войтику А.А., Волкову Б.А., Греченкову А.А., Далидович Т.И., Дашкевичу В.К., Денисовой А.В., Диковичу И.И., Дударенко А.А., Ивановой Э.А., Куприянову Н.М., Курылевой О.С., Леоновой Г.М., Луферову А.А., Матусевичу А.В., Мирониченко И.Н., Островскому Л.Я., Романову К.В., Рыбчинскому И.Е., Секачу И.С., Семенкову В.И., Смирнову Ю.П., Соколовской А.М., Чистяковой И.М., Чичиной А.П., Шиманскому М.М., Шишко Г.Б., Щербацевич Е.П., Юркевич Г.И.
С гордостью фиксирую исторический факт, что целый ряд названных уважаемых специалистов составляют «костяк» Сообщества трудового права и активно участвуют в его мероприятиях: Войтик А.А., Греченков А.А., Далидович Т.И., Денисова А.В., Волков Б.А., Островский Л.Я., Секач И.С., Смирнов Ю.П., Рыбчинский И.Е., Шишко Г.Б.
Тем самым они продолжают служить делу, о котором знают, мягко говоря, «не понаслышке», которое любят и для которого стараются принести как можно большую пользу.
Об иностранных же специалистах, также внесших свой вклад в создание белорусского Трудового кодекса, надеюсь сказать подробно в обещанном выше специальном издании. Они были и из России, и из Международной организации труда, и из Всемирного Банка, и из Американской адвокатской ассоциации, а также из Англии, Германии, США и Франции.

III. Уроки на будущее

Они заключаются в том, чтобы использовать полученный при создании Кодекса прогрессивный опыт в процессе дальнейшего совершенствования трудового законодательства. Такой опыт выразился, в частности, в следующем[6]:
сначала был разработан проект концепции законопроекта, обсужден на специальной конференции и утвержден Правительством;
затем осуществлено несколько экспертиз в масштабах страны;
далее законопроект подвергся анализу в России на специальных заседаниях кафедр трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета и Академии труда в Москве, а также со стороны видных ученых;
после этого произведены экспертизы на наднациональном уровне: две в Международной организации труда и одна на семинаре с представителями «дальнего зарубежья»;
параллельно прошли социологические исследования по конкретным актуальным для нашего государства темам среди руководителей организаций, профсоюзного актива и наемных работников;
готовящиеся новеллы постоянно освещались в СМИ для подготовки населения и специалистов к восприятию и внедрению;
целенаправленно велись научные изыскания с участием отдела трудового и хозяйственного законодательства Института философии и права Академии наук Беларуси и Института законодательства и государственного строительства при Верховном Совете.[7]
Изложенные выше позиции, а также осмысление более чем 15-летнего периода подготовки Трудового кодекса Беларуси и изменений к нему[8] привели к осознанию необходимости создания стройной и перспективной системы работы над проектами нормативных правовых актов в сфере трудовых и связанных с ними отношений в будущем.
Идея была концептуально обсуждена 22 – 23 июня 2006 г. в Минске на представительной международной научно-практической конференции «Современные проблемы трудового права и права социального обеспечения», организованной юридическим факультетом Белорусского госуниверситета, Минским институтом современных технологий и Сообществом трудового права.
Результаты нашли отражение в рекомендациях конференции[9] и были направлены в Администрацию Президента, Парламент и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Там предлагалось (и актуальность сегодня не уменьшилась) для эффективной и качественной подготовки проектов нормативных правовых актов принятие исключительно важного для нашей страны документа.
А именно – национальной Программы совершенствования трудового законодательства и научного его обеспечения с соответствующим государственным финансированием, в которой должны быть заложены стратегия и тактика этой деятельности.
Программу предлагалось сделать долгосрочной (не менее чем на 10 лет), что позволит, в частности, перспективно планировать нормотворческую деятельность и тем самым ориентировать трудоправовой научный потенциал на решение важнейших государственных задач.
К сожалению, в нынешних белорусских условиях такое пока невозможно в силу того, что, например, планы законопроектных работ утверждаются только на один год, причем в начале текущего года. За столь краткий промежуток времени, естественно, не удастся провести соответствующие исследования (включая научные), подготовить качественный проект нормативного правового акта и апробировать его.
Главной стратегической целью предлагаемой Программы целесообразно определить постоянное и систематическое совершенствование трудового законодательства с учетом современного состояния экономики и общества, а также перспектив их развития.
А для ее реализации – включить в вышеуказанную долгосрочную национальную Программу разработку нижеперечисляемых важнейших стратегических направлений.
1. Глобализация современного мира, переход к постиндустриальному информационному обществу, предполагающие необходимость преломления белорусского законодательства к данным реалиям.
2. Содействие малому и среднему бизнесу – «локомотивам» экономики любого государства, опирающегося на рыночные основы.
3. Постоянное развитие человеческих ресурсов в сфере труда, прежде всего, в плане совершенствования системы профессионального обучения работников (непосредственно у нанимателей, повышения квалификации, переподготовки и т.д.) с тем, чтобы обеспечить значительно более быстрое по сравнению со сложившимися нормами обновление знаний.
4. Учет кадрового менеджмента (на межотраслевом стыке) с акцентом на трудо-личностную характеристику работника и особую роль в этом специалистов кадровых служб.
5. Переработка на основе принципа единства и дифференциации раздела III Трудового кодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».
6. Еще большее согласование национального трудового права с международными трудовыми стандартами, но при учете национальных, экономических, правовых, культурных и иных особенностей нашей страны[10].
В заключении в очередной раз выражу надежду, что наши законопроектные органы прислушаются к мнению интеллектуальной трудоправовой элиты страны и на этой основе будет создана логичная система совершенствования трудового законодательства. Последнее же, без сомнения, положительно скажется и на экономической, и на социальной сфере жизни белорусского общества.

[1] Считаю, что имею на это полное право, ибо являлся руководителем рабочей группы по подготовке законопроекта и именно моей рукой писался его первоначальный вариант, а также вносились корректировки в период с 1994 по 1997 г. в бытность начальником юридического управления Госкомтруда и заведующим отделом Комиссии Верховного Совета по социальной политике и труду.
[2] См. Кривой В.И. Трудовые кодексы Беларуси и России: основные концептуальные сравнения. – Москва.: Государство и право. 2003. № 10.
[3] Об истории создания и первых 10 годах жизни Трудового кодекса автор данной публикации планирует выпустить в этом году подробную книгу.
[4] Общий анализ Трудового кодекса, а также оценка каждой его статьи по сравнению с КЗоТ были даны во впервые вышедшем в Беларуси многотомном издании: Трудовой кодекс Республики Беларусь: постатейный комментарий. В 9 кн. – Мн.: Технопринт, 2000.
[5] Подробный анализ названной редакции дан коллективом лучших в стране юристов-трудовиков в составе 25 авторов в книге: Кодекс законов о труде Республики Беларусь. Постатейный комментарий / В.И. Кривой, А.А. Луферов, Л.Я. Островский и др. – Мн.: Белорус. кадровый центр «Профессионал», 1993.
[6] Подробнее об этом см., в частности: Кривой В.И. Совершенствование трудового законодательства Беларуси в рыночных условиях. – СПб.: Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 1996. № 2; он же Проект Трудового кодекса Республики Беларусь. – М.: Государство и право. 1996. № 6.
[7] Одним из результатов упомянутых научных мероприятий явилась защита в 1996 г. автором этих строк докторской диссертации «Теоретические проблемы кодификации законодательства о труде Беларуси», структура и немало положений которой легли в основу Трудового кодекса.
[8] О подробном анализе массированных изменений, внесенных в Кодекс 20.07.2007 г., см. впервые вышедшее в нашей стране и на территории постсоветского пространства «многосерийное» издание: Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь: для профессионалов в 40 выпусках. / под ред. В.И. Кривого. – Гомель.: Е.А. Ковалева, 2007 – 2008.
[9] Материалы конференции, включая рекомендации, опубликованы, в частности, в журнале «Промышленно-торговое право». 2006. № 5.
[10] Ряд из перечисленных направлений более подробно раскрыт в специальном интервью по вопросам совершенствования трудового законодательства, которое автор этих строк дал журналу «Кадровая служба» (2010, № 3).
Источник публикации:
Кривой, В. И. Трудовой кодекс Беларуси: истоки и уроки на будущее (к 10-летию вступления в силу) / В. И. Кривой // Актуальные проблемы использования примирительных процедур как формы разрешения споров в национальном и международном праве : материалы междунар. науч.-практ. конф. : Минск, 23 апреля 2010 г. / Редкол.: Г. А. Короленок [и др.]. – Минск : БГЭУ, 2010. – С. 36 – 40.

Комментариев нет: