Премьер-министру
Республики Беларусь
Сидорскому С.С.
О поправках к
Трудовому кодексу
Уважаемый Сергей Сергеевич!
В настоящее время в Правительстве находится на рассмотрении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений».
Он существенно затрагивает главную сферу, в которой создается национальное богатство нашей страны, каждой организации, семьи и рядового работника.
Такие важные вопросы постоянно обсуждаются в общественном объединении «Сообщество трудового права», созданном в 2006 году для подобных целей. По результатам обсуждений вносятся конкретные предложения в компетентные государственные органы.
В Сообщество входят авторитетные ученые-трудовики из всех ведущих ВУЗов страны (БГУ, БГЭУ, Академии Управления при Президенте Республики Беларусь, Академии МВД, БНТУ, МИТСО и др.), а также видные практические работники, в том числе бывшие руководители управлений аппарата Совета Министров, Министерства труда и социальной защиты, Федерации профсоюзов.
В соответствии с решением собрания Сообщества от 01.06.10 и его Совета от 01.11.10 направляю для рассмотрения предложения о поправках в Трудовой кодекс с учетом упомянутого законопроекта.
Их главной целью является устранение из Трудового кодекса ряда явных ошибок и противоречий, которые препятствуют позитивному развитию трудовых и связанных с ними отношений, а также ослабляют имидж государства как внутри страны, так и за рубежом.
Ранее (18.06.10) эти поправки направлялись в Национальный центр законопроектных и правовых исследований. Однако там было учтено лишь шесть из 27 поправок, причем, не главных. Например, «за бортом» оказалось предложение о дополнении статьи 199, которое не позволит злостным нарушителям трудовой дисциплины увиливать от ответственности по причине несовершенства законодательства.
В качестве достоинства законопроекта отметим его направленность на решение определенных вопросов, которые позволят усовершенствовать, в частности, нормы Трудового кодекса о (об):
уточнении перечня существенных условий труда (ст. 32);
необязательности республиканских тарифов оплаты труда для внебюджетных организаций (ч. 2 ст. 60);
дисциплинарной ответственности (ст. 204);
учебных отпусках (ч. 1 ст. 216);
трудовом договоре с условием предварительного обучения (ст. 2201).
В то же время в законопроекте содержится немало спорных, недостаточно обоснованных, без заранее определенной концепции и научно-практической апробации положений, в том числе, о (об):
понятии трудовой функции (ст. 1), в результате чего меняется свыше 20 статей;
определении органов по труду, занятости и социальной защите (ст. 1) при одновременном игнорировании органов государственных инспекции труда и экспертизы его условий;
переделке почти половины каждой из пяти важнейших глав (6, 9, 10, 12 и 16) Кодекса о заработной плате, гарантиях и компенсациях, рабочем времени, отпусках и охране труда, где изменено соответственно: 11 из 25, 9 из 20, 10 из 23, 6 из 14 и 16 из 43 статей;
«реформировании» всех статей главы 39 о надзоре и контроле таким образом, что там не осталось даже упоминания о роли государственных органов в этой важной сфере.
К сожалению, в проекте не нашлось места ни для одной нормы, направленной на учет специфики малого бизнеса (а, соответственно и содействие его развитию) – главного двигателя экономики любой страны с рыночной ориентацией.
Создается впечатление, что во многих случаях откровенно игнорируются предложения ученых и практических работников о совершенствовании трудового законодательства.
Тем самым повторяется история подготовки изменений Кодекса в 2001 – 2005 годах только по усмотрению государственных служащих и упорно отстаиваемых, несмотря на многочисленные мотивированные обращения ученых и практиков.
Для преодоления этого противостояния потребовалось специальное совещание у Президента Республики Беларусь, где 13.01.05 было дано поручение о доработке изменений и дополнений в Трудовой кодекс, которое привело к принятию Закона от 20.07.07.
В целом переменами охвачены 29 из 37 глав (80%) и свыше 140 статей (то есть, более трети) Трудового кодекса. Такой объем и неактуальность многих из них отрицательно скажутся на стабильности трудовых отношений и соблюдении законности.
С учетом изложенного просим:
1) существенно уменьшить законопроект (примерно наполовину);
2) оставить в нем только устранение очевидных недостатков и исполнение прямых поручений высших государственных органов;
3) более внимательно отнестись к поправкам ученых и практиков, прилагаемым к настоящему обращению.
С надеждой на понимание,
Председатель Сообщества,
доктор юридических наук Кривой В.И.
Комментариев нет:
Отправить комментарий